Караимские кенасы в Крыму

Караимизм является чистым монотеистическим вероучением, основанным исключительно на текстах книг Старого Завета, то есть на писаниях «Пятикнижие», «Гагиографы» и «Пророки». Последователи караимизма придерживаются принципа библейской чистоты Закона Божьего и лишены недостатков христианства, иудаизма и мусульманства, связанного с сакрализацией и коррекцией священных писаний. В основе статичности религиозных традиций караимов лежат слова пророка Моисея о том, что не следует ни прибавлять, ни убавлять от заповедей Бога ни единого слова.

Приверженцы караимизма соблюдают строгие традиции, связанные с Писанием, включая праздники и посты. К молитвенному дому, который называется «кенасса» или «кенаса», караимы относятся с особенным благоговением и соблюдением специальных ритуалов, таких как омовение перед молитвой, снятие обуви и изоляции женщин в определенные дни. Слово «кенасса» имеет древнееврейское происхождение от глагола «канос», которым обозначают моление. Персидские евреи так же называют свою синагогу, а у караимов Крыма молитвенные дома назывались синагогами до 1911 года.

По результатам переписи 1879-1880 годов общее количество караимских кенас в Российской империи тогда составляло 28, а число прихожан приближалось к 8600 человек. К 1918 году только в Крыму действовало 11 молитвенных домов, которые принадлежали девяти караимским общинам. Из сохранившихся на сегодняшний день 7 зданий кенас два здания находятся в Чуфут-Кале, два в Евпатории, одно в Севастополе, одно в Симферополе и одно в Бахчисарае. Все они охраняются государством и являются памятниками архитектуры. Самыми древними кенасами из тех, что сохранились в Крыму до наших дней, являются храмы Чуфут-Кале. Руины когда-то действующих кенас можно увидеть в Мангуп-Кале, Феодосии, Солхате, Ялте, Армянске, Перекопе и Карасубазаре.

Кенасы Евпатория

Храмовый комплекс в Евпатории

Самым большим храмовым комплексом крымских караимов является ансамбль из двух кенас – Большой и Малой, расположенных в городе Евпатория на улице Караимской. Также в состав комплекса, который занимает площадь в четверть гектара, входят религиозная школа – мидраш, благотворительная столовая, хозяйственное подворье и несколько внутренних двориков: Мраморный, Виноградный, Ритуальный, Мемориальный и Ожидания молитвы. С 1837 года это место являлось духовным центром караимов России.

Комплекс был построен на месте полуразрушенного караимского храма 16 столетия в самом начале 19 века по проекту братьев Бабовичей. Он сразу же стал главным местом паломничества для большой караимской общины, переселившейся в эти места из Чуфут-Кале еще в Средние века. В 1927 году оба храма закрылись, во время немецкой оккупации в 1942 году Малая кенаса была открыта, а в Большой кенасе был воссоздан музей караимов. В 1959 году храмовый комплекс вновь был закрыт и на его базе в разные годы функционировали различные советские учреждения. В 1991 году по инициативе лидера Евпаторийской караимской религиозной общины Виктора Захаровича Тирияки был создан фонд восстановления Малой кенасы в Евпатории. Оба храма открылись в 2005 году.

Храмовый комплекс в Евпатории

Кенаса в Севастополе

В 1884 году на улице Большой Морской в Севастополе караимское общество выкупило участок земли под строительство кенасы взамен наемного помещения, не вмещающего всех прихожан. Проект здания был утвержден лишь спустя 12 лет, а само строительство долго не могли начать из-за отсутствия средств. В 1908 году завершилось его строительство, и молитвенный дом торжественно освятили. До начала 1930-х годов здесь проводились все необходимые культовые обряды, а затем здесь размещался спортивный зал общества «Спартак». В годы Великой Отечественной войны кенасе был нанесен значительный ущерб, от здания практически остались одни руины. В 1953 году по проекту А.В. Бобкова кенаса была полностью отреставрирована, а главный вход решено было перенести с северного торца на южный.

Кенаса в Симферополе

В Симферополе на улице Караимской рядом со старым зданием молитвенного дома в 1896 году была построена кенаса для удовлетворения потребностей караимской общины в связи с увеличением ее численности. Средства на строительство были выделены членами общины, а стилистика здания выдержана в эклектическом духе, сочетающем одновременно мавританский, готический и византийский стили. Помимо самой кенасы, в храмовый комплекс вошла караимская школа, при которой существовал церковный хор мальчиков.

Чуфут-Кале снизу

Кенасы Чуфут-Кале

Крепость Чуфут-Кале или Джуфт-Кале находится недалеко от Бахчисарая и считается народной колыбелью и родовым гнездом крымских караимов. Отсюда они расселились по всему Крыму в Балаклаву, Судак, Феодосию, Солхат, Мангуп-Кале и прочие поселения. Одним из самых больших караимских поселений был город Солхат или Старый Крым, где были созданы 17 училищ и 4 кенасы, наибольшая из которых могла одновременно вмещать более 3 тысяч человек. В Чуфут-Кале расположены две кенасы, одна — Большая кенаса, относящаяся к 14 веку, а вторая – Малая, постройки 17 века. Обе они расположены в непосредственной близости друг от друга и представляют собой единый храмовый комплекс.

Главная / Достопримечательности / Караимские кенасы в Крыму